В 6 часов 57 минут по московскому времени экипаж
борта ТУ-154М сообщил о проблемах с электропитанием. Снизившись до высоты трех
километров, борт перестал отвечать на сигналы радаров. В 7 часов 47 минут
органы МЧС в поселке Ижма были проинформированы о возможной вынужденной посадке
самолета. Борт RA-85684 выполнял рейс из мирнинского аэропорта Полярный в
московское Домодедово.
Экипаж, на свой
страх и риск, вышел за облачный покров в предел видимости поверхности.
Навигационное оборудование вышло из строя, отключились насосы, подающие топливо
из основных баков в двигательные. Оставшегося в двигателях топлива хватало на
тридцать минут полета. Стало ясно: до аэропорта не дотянуть, приземление невозможно,
вся местность покрыта лесами, остается только одно - приводнение.
Приводнение –
тяжелая операция даже для самых опытных летчиков. Невозможно предсказать,
выдержит ли самолет такие нагрузки, не разорвет ли фюзеляж, не затопит ли
самолет прежде, чем пассажиры смогут эвакуироваться. Тем более, самолет
эксплуатируется уже восемнадцать лет, сама серия уже устарела, выведена из
производства и запрещена для полетов в страны Европы как не отвечающая
требованиям безопасности.
Пролетая над рекой Ижма, летчики
обнаружили посадочную полосу. Ее длина – 1300 метров. Для
посадки такого лайнера, как Ту-154, необходимо как минимум 2500. Но полоса
была, приземление теоретически было
возможно. Но шанс успешной посадки на короткую, но все же полосу, был выше, чем
приводняться на Ижму.
Летчикам удалось
посадить лайнер…
В очередной раз
убеждаемся, что человеческий фактор имеет решающее значение в решениинештатных ситуаций. Так это и произошло7 сентября 2010 года. На борту находились 72
пассажира и 9 членов экипажа. 140 метров самолет проехал по лесополосе. Никто
из пассажиров не пострадал. Позже сообщалось, что причиной аварийной посадки
самолета стали неполадки с бортовыми аккумуляторами.
9 сентября президент России Дмитрий Медведев заявил о намерении
наградить летчиков самолета Ту-154. "Пассажиры самолета обратились ко мне
с просьбой летчиков наградить, - сказал президент. - Благодаря мужеству,
профессионализму и выдержке им (летчикам - "ИФ") удалось совершить
аварийную посадку в абсолютно неприспособленных условиях и спасти жизни
пассажиров".
Президент Дмитрий Медведев за мужество и героизм, проявленные при
исполнении служебного долга в экстремальных условиях, присвоил звание Героя
Россий ской Федерации командиру пассажирского Ту-154 Андрею Ламанову и
командиру Евгению Новоселову, сообщила пресс-служба Кремля в пятницу. Кроме
этого, Орденом мужества награждены: бортпроводники Василий Выродов, Николай
Дмитриев, Елена Дмитриева, Рифкат Низамов. Этой же награды удостоены
бортинженер Рафик Каримов, старший бортпроводник Елена Разумова и штурман
СергейТалалаев.
Дорогиеземляки! Мы поздравляем Вас с высокойнаградой! Желаем Вамздоровья и
счастливых полетов! Мы гордимся, что на нашей земле живут и трудятсятакие ответственные и мужественные люди! Вы
пример для нас в жизни!!!